Автор: Вячеслав Мурыгин Сверхпопулярную ныне книжную серию S.T.A.L.K.E.R. любят критиковать и обвинять в отсутствии новизны сюжетов каждого публикующегося романа. Дескать, под новой привлекающей красивой иллюстрацией обложкой скрывается все то же самое, что и в прошлых произведениях проекта – очередные походы к центру Зоны, поиски Монолита, артефактов и прочие "квесты". Но в действительности дело обстоит не так. Все чаще и чаще в серию "Сталкер" выходят романы, которые сложно назвать близнецами – они не на одно лицо. В ближайшее время ожидаются "Аномальные каникулы" – плод совместного творчества писателей-фантастов Сергея Палия и Алексея Гравицкого. За плечами у каждого уже есть по паре романов из S.T.A.L.K.E.R., и несколько своих собственных, не проектных. В этот раз авторы готовят нечто совершенно уникальное, прежде невиданное в рамках серии. В преддверии выхода "Аномальных каникул" корреспондент GSC-Fan.com связался с одним из создателей книги, Сергеем Палием. Сергей Палий GSC-Fan.com: Сергей, приветствую вас! Вы уже опытный писатель, со своим, так сказать, уровнем "экспы" и показателем "левел-апов" :) Из цикла S.T.A.L.K.E.R. за вашими плечами – уже два романа, и еще один готовится к выходу. Чему лично вас научило участие в этой межавторской серии? К каким выводам вы пришли, работая над новеллизациями "Сталкера"?
Сергей Палий: Участие в этом проекте, особенно на первых порах, очень серьёзно сказалось на повышении качественного уровня моего текста. Не сказать, что до этого была графомань, но книги были сыроваты. "Сталкер" послужил отличным качественным трамплином.
GSC-Fan.com: Сложился стереотип, что проектные книги – не более чем бульварное чтиво, где каждое произведение мало чем отличается от следующего или предыдущего. Что же получается, ничего, кроме коротания вечера-другого "Сталкер" не может предложить? Или все-таки у него есть чему поучиться авторам традиционной фантастики?
Сергей Палий: Да, стереотип сложился. И обратите внимание, кто его яростно пропагандирует на каждом углу? Либо сетевые графоманы, либо обиженные авторы, либо высоколобые критики. Надеюсь, наши с Гравицким "Аномальные каникулы" этот стереотип разнесут в клочья.
Эти типы явно задумали что-то гнусное :) Сергей Палий и Алексей Гравицкий
GSC-Fan.com: Еще один установившийся штамп – серия S.T.A.L.K.E.R. предназначена для совсем юных читателей. То есть, грубо говоря, легковесная литература, недостойная внимания взрослых дядь и теть (и это притом, что в книгах герои занимаются отнюдь не сбором цветочков и копанием в песочнице). Имеются ли основания для такого мнения о целевой аудитории? Возможно ли, наконец, поставить цикл в один ряд с серьезной приключенческой литературой уровня, например, Джека Лондона или Владимира Арсеньева?
Сергей Палий: А вот тем, кто говорит о таком стереотипе, стоит почаще в метро ездить и наблюдать, кто же читает пресловутый "Сталкер". Быстро мнение поменяют. Насчёт серьёзной приключенческой литературы — время рассудит.
GSC-Fan.com: Вместе со стартом "Сталкера" в 2007 году начался бум фанфиков, произведений, написанных фанами сеттинга. Естественно, строчить нетленки бросился "и стар, и млад". Чего уж скрывать, среди неопубликованных произведений по миру S.T.A.L.K.E.R. не сказать чтобы много действительно стоящих, и не последняя роль в этом отведена неопытности авторов (подавляющая часть которых еще не успела окончить школу). А может, не стоит в таком юном возрасте садиться за написание рассказов или романов, которые автор воспринимают как серьезные произведения, на самом деле выстроенные по шаблонам и стереотипам из фантастики и кино? Как вы сами относитесь к фанфикам?
Сергей Палий: Отчего же. Пусть люди пишут, если "просится". Беда в другом. В том, что 95% этих товарищей после написания нетленки в три страницы, состоящей из одной неумело исполненной сцены боя со слепыми псами, бегут на форумы хвалить друг друга. Или помоями обливать. Что в конечном итоге, как ни парадоксально, одно и то же. Мало кто понимает, что писать книги — занятие неблагодарное, требующее чудовищной усидчивости, постоянной работы над собой. Дающее плоды, при хорошем раскладе, только через несколько лет адской работы.
Всё ещё троллите? Тогда мы идём к вам! :) Уве Болл и Сергей Палий
GSC-Fan.com: Недавно в интервью с Иваном Хивренко мы обсуждали уместность черно-белых иллюстраций в книгах проекта "Сталкер". Не пошла бы во вред такая новация для серии? Стоит ли ее реализация усилий для успеха книги, как считаете, с точки зрения писателя?
Сергей Палий: Имеете в виду внутренние иллюстрации? Это, разумеется, было бы хорошо. Но не каждое издательство в бюджет книги, даже столь гарантировано успешной как S.T.A.L.K.E.R., заложит несколько дополнительных иллюстраций. Это же работа художника, не говоря уже о дополнительных страницах в книге.
GSC-Fan.com: Некоторые изречения в ваших романах "Бумеранг" и "Монохром" повергли какую-то часть читателей в шок (думаю, нет необходимости вдаваться в подробности, что это за изречения такие:)). Всегда ли автор может позволить себе такие вольности – выразить эмоции своих персонажей несколько неприятными для читающих предложениями? Ведь серию S.T.A.L.K.E.R. читают и совсем молодые люди, неизвестно, какой может быть их реакция на подобные выражения.
Сергей Палий: Пусть на улицу выйдут, в метро проедут и на ногу кому-нибудь наступят, телик посмотрят местами — не такое услышат. Да можно просто в школу сходить. Обратили внимание, что некоторые "неприятные" выражения, которые я использовал в "Бумеранге" ушли в народ? А ещё обратите внимание, что больше всего брызжут слюной насчёт этих фраз те, кто не умеет отличить мата от нормативной лексики. В моих «сталкерских» книгах, для справки, нет обсценной лексики. Вообще.
GSC-Fan.com: В ближайшее время ожидает выхода ваш новый роман "Аномальные каникулы", над которым вы работали в кооперации с Алексеем Гравицким. Тема, затрагиваемая в нем, для серии "Сталкер" нетривиальна: герои первого плана – это подростки, в поисках приключений забравшиеся в Зону. Откуда возникла такая концепция – сделать главными действующими лицами представителей юного поколения? Что предшествовало принятию этой идеи для романа?
Сергей Палий: Идею подал Лёша, я её развил. Глядя в течение двух лет на то, что происходит в околосталкерской интернет-тусовке, нам показалось закономерным немного поставить на место зарвавшихся юных активистов. Проще всего оказалось это сделать, показав им зеркало. Ну и книга получилась в целом сильная, на мой взгляд. Хотя и страшная.
GSC-Fan.com: Постъядерный антураж нынче переродился в современный тренд, появляются все новые и новые циклы, так или иначе использующие основные, базовые моменты из сеттинга S.T.A.L.K.E.R. Что может помочь и помогает "Сталкеру" не потеряться среди подобных серий, а наоборот, продолжать выделяться на их фоне в лучшую сторону? Что из преимуществ есть у "серии с точками" перед конкурентами?
Сергей Палий: Право первого. Армия фанатов, стремительно убывающая, но всё ещё большая. В большинстве своём неплохой "кастинг" авторов.
GSC-Fan.com: Пока вы работали над романами по "Сталкеру", было ли место каким-нибудь забавным событиям или "неимоверным казусам"? :)
Сергей Палий: В жизни много случилось в тот период. Всякое бывало. К примеру, я до последнего не говорил коллегам в "Мире фантастики", что пишу в серию. Но они уже подкалывали, догадавшись: "Ну вот ту книгу в серию Сэ ты же почти дописал?" И в таком духе.
GSC-Fan.com: После "Аномальных каникул" остается желание в дальнейшем участвовать в проекте S.T.A.L.K.E.R.? У вас есть еще заделы для грядущих произведений в рамках серии?
Сергей Палий: Боюсь, что пока на этом будет поставлена точка. Хотя если вдруг когда-нибудь из издателей предложит приемлемые условия, то напишу третью книгу о Миноре. Но с вероятностью близкой к ста процентам — не предложат. Увы, коммерчески условия в серии для авторов некомфортные.
GSC-Fan.com: Известно, что вы игрок с немаленьким стажем. Что из игровых жанров предпочитаете? На консолях случаем не играете, или остановили свой выбор на ПК-платформе? :)
Сергей Палий: Да, играл много, с конца 80-х. В первый Quake даже полупрофессионально: участвовал в нескольких чемпионатах, выходил в финалы. Сейчас, увы, остаётся всё меньше времени для игр, но стараюсь следить за новинками. На консольку когда-нибудь перейду, но пока — только ПК.
GSC-Fan.com: Вышедший в 2007 году S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl перевернул представления об отечественном геймдеве. Это ведь не шутка – на протяжении шестилетней разработки игры менять концепции, движок, название, переносить дату релиза… Можно ли говорить о том, что сталкерский сеттинг оказал неоценимое влияние на всю постсоветскую культуру в целом, не только игровую индустрию, но и остальные сегменты? Есть ли в этой популяризации положительные и отрицательные моменты?
Сергей Палий: Есть разные моменты. Но выделить хочу один, самый, на мой взгляд, значимый: благодаря внезапной популярности книжной серии после запуска игры, десятки, если не сотни тысяч ребят и девчонок стали читать. Вообще. В целом. За это — низкий создателям франшизы и книжной серии поклон.
GSC-Fan.com: Полным ходом идет разработка полноценного S.T.A.L.K.E.R. 2. Вам, с позиции игрока, каким бы хотелось его увидеть? Достойным продолжателем оригинальной игры, со старой-доброй ролевой механикой и сохраненными концепциями в фундаменте? Или разработчикам следует привнести что-то новое в геймплей, визуальный стиль, сценарий, видоизменить стержневые моменты в сеттинге?
Сергей Палий: Хотелось бы увидеть отличия, как, скажем, между первой и второй частями Half-Life.
GSC-Fan.com: Франчайз S.T.A.L.K.E.R. "наступает" по всем направлениям. Несколько лет назад было трудно представить, что бренд перерастет в одно большое мультимедийное течение, в которое включено не только развитие игровой серии, но и продолжение успешного цикла новеллизаций, организация отдельной профильной линии одежды и создание настоящей экранизации "Сталкера". Хотелось бы услышать ваше мнение – киноS.T.A.L.K.E.R. может быть наиболее успешен в качестве полнометражного фильма, или телевизионной "мыльной оперы"? Каких принципов должны следовать авторы кинопроекта, чтобы "Сталкер" на широком экране мог прийтись по душе и нашим зрителям, и зарубежным? На что съемочная группа, сценаристы, продюсеры и режиссер должны делать ставки?
Стенд GSC Game World на "ИгроМире-2008". Сергей Палий и Гоша Куценко
Сергей Палий: Однозначно, полный метр. А успех может обеспечить только грамотная команда исполнителей всего проекта и высокий бюджет картины. Пока это возможно только на голливудских мощностях.
GSC-Fan.com: "Мир фантастики" – крупнейший журнал в России о фантастике во всех ее проявлениях. Как вы оказались к нему причастны, и каково вам сейчас на нынешней должности заместителя главного редактора? В чем секрет вашего совмещения литераторской и редакторской деятельности – и там, и там требуется посвящать немалую часть своего времени?
Сергей Палий: Меня пригласили Пегасов и Тюленев. Просто так совпало. Секрет совмещения в невероятно комфортной психологической атмосфере в коллективе. Такое редко случается, чтобы на работу шёл с радостью. Не знаю, как сложится судьба дальше, но работа в "МФ", однозначно, одна из лучших вех моей жизни.
GSC-Fan.com: Вы лауреат литературных премий "Старт" и "Серебряный кадуцей". Они для вас имеют чисто символическое значение, или это нечто большее, чем просто награды?
Сергей Палий: Это "аванс", который мне был выдан на совсем ранних этапах профессиональной деятельности. Стараюсь сейчас его отрабатывать.
GSC-Fan.com: Сергей, спасибо вам за потраченное для беседы время! Что вы можете пожелать своим читателям, фанам проекта S.T.A.L.K.E.R. и нашим пользователям?
Сергей Палий: В любой ситуации оставайтесь людьми. В любой.
В оформлении интервью использованы фотографии из архива Сергея Палия
Источник: GSC-fan.com
Понравилась новость? Поделись с друзьями!
Html ссылка для размещения на сайте:
BB код для размещения в блоге или на форуме:
Прямая ссылка для отправки по e-mail:
|